?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 March 2010 @ 08:14 pm
Нелегкий путь к извилистой реке  
Лично для меня идея поехать на Харасавэй (также иногда пишется как Харасавей, в переводе с ненецкого означает "извилистая река") родилась достаточно неожиданно. После весьма удачной поездки в Варандей (http://ashotog.livejournal.com/48316.html) месяцем ранее, мы собирались прокатиться в Салехард, "заехать" на Ямал, потом Надым, посмотреть 501-ю стройку ГУЛАГа. Вобщем никакого экстрима, все чинно, спокойно, без напрягов, по магистральным зимникам...

Но как оказалось, покой нам только снился ;)





Итак, что же это за такая извилистая река и какого хрена нам там надо? Харасавэй это река и мыс на полуострове Ямал, также этим именем назван вахтовый поселок и газоконденсатное месторождение. Надо сказать, что месторождение это совсем не маленькое. Запасы его составляют около 2 трлн кубометров газа. Считается, что на всем полустрове Ямал запасов около 55 трлн кубометров. Думаю не надо объяснять, что за компания занимается разработкой этих месторождений ;)

Забавно, что изначально из Харасавея планировали возить сжиженный газ (СПГ) по Карскому морю, но от идеи отказались из-за того, что данное море не всегда даже летом пригодно для судоходства и теперь тянут трубу. Учитывая, что стоимость нашего СПГ раза так в два минимум выше той цены, что американцы платят Катару за СПГ у себя в порту, можно сказать, что природа уберегла эффективных менеджеров национального достояния от очередного успешного проекта ;)

Газ нас интересовал мало, а вот тот факт, что Харасавэй это одна из самых северных точек, куда можно приехать колесами легкового автомобиля, для нас представлял гораздо больший интерес. Забегая вперед скажу, что мы достигли широты 71°11,066 (столовая вахтового поселка, можно было проехать чуть севернее до 71°12, но...). Севернее только Тикси, который для нас история следующего года.



От Югорска до Селехарда идет магистральный ("гражданский") зимник, вполне приличного качества (местами его правда забывают чистить) и дорога в город-герой не доставляет особых хлопот.





Еще даже есть лес ;)




Путь на Харасавэй проходит через Бованенково, вдоль самой северной железной дороги Обская — Бованенково. Бованенково это крупнейшее месторождение Ямала, его запасы оцениваются почти в 5 трлн кубометров газа. Запуск месторождения отложен на конец 2012 года, т.е. пока ничего не добывается и все находится в стадии строительства. Видимо поэтому мы там спокойно и проехали - без всяких спец. пропусков от Газпрома (как это было с Лукойлом на Варандее).




Железку начали строить аж в 1986 и собираются закончить в сентябре этого года. Протяженность до ст. Бованенково - 525 км (хотя на указателе значится 538), а всего должно быть постороено 572 км. На текущий момент железка не доходит до Бованенково километров 30. Принадлежит эта сильно убыточная дорога не РЖД, а тоже Газпрому, хотя сейчас делается все, чтобы продать "успешный" бизнес в РЖД.




Железка фактически убила автомобильное сообщение от Лабытнанги до Бованенково. Отрапортовав в Москву о запуске железнодорожного сообщения, зимник перестали обслуживать и по его остаткам на свой страх и риск теперь ездят "частники" (они же "грузовое такси").




Частники это суровые мужики на трехосных Уралах и КАМАЗах, работающие на Северах - от Варандея до Ванкора и зарабатывающие себе на хлеб тяжелым и опасным трудом. Ничего кроме уважения эти простые в общении люди не вызывают. Нам с ними по пути.






Я не зря написал, что труд у водителей там тяжелый и опасный - это научный факт, не требующий доказательств. Сильная пурга очень быстро полностью заметает Урал. А двигаясь даже в слабую пургу риск промахнуться и упасть в тундру очень велик.




Как всегда в тундре все локанично и просто. Однако, в этой простоте что-то есть.










И наконец вот он мыс Харасавэй, Карское море, ледяное молчание ;)




Тундра забирает не только машины, но иногда и вертолеты. Этот нашел свое пристанище в Харасавэе.




И напишу еще раз - мы сделали это! Конечно, ничего уникального - сотни грузовиков ежемесячно ездят по подобному маршруту, возят цемент. Они просто там работают. Однако, не думаю, что много легковой техники своим ходом прошло от Лабытнанги до Харасавэя и обратно. Было реально тяжело. На сегодняшний день это однозначно моя лучшая экспедиция. Посмотрим, что будет дальше ;)

Видео лежит в отдельном посте: http://ashotog.livejournal.com/51015.html

 
 
 
Колбаса, the original bouncemeisterpolinda on March 20th, 2010 09:20 am (UTC)
Вы молодцы! Это прекрасная экспедиция!
ashotogashotog on March 20th, 2010 09:28 am (UTC)
да, спасибо!
(Deleted comment)
VIRUSOG: подлодкаvirusog on March 21st, 2010 05:33 am (UTC)
Респект за репортаж! Как Патрули себя вели на таком холоде?
Лечу в Салехард 31 мая и на трэколах будем перемещаться дальше вглубь полуострова. Какую погоду примерно ждать? Я в тех краях ни разу не был ...
ashotogashotog on March 21st, 2010 08:43 am (UTC)
да нормально себя вели, мы ведь не на стандарте - готовились и не первый раз уже ;)

по погоде точно не скажу, лучше в инете мониторить, но сильной пурги уже быть не должно и я так понимаю ниже 30 уже тоже не будет.

а куда вы на трэколах пойдете, до какой точки? у них ведь запас хода (по топливу) не большой.
eyangeeyange on March 24th, 2010 08:20 pm (UTC)
Ребята, вы - настоящие мужчины! Рада, что такие у нас ещё есть! Видимо, желание экстрима и есть мужской показатель.
Просмотрела видео - гармония изображения и музыки. Очень интересный репортаж! Трудно представить, как по таким дорогам (прежде всего, тем, что видела на видео) может пройти легковая машина. Думаю, безмолвие тундры, непуганые звери, люди, работающие за полярным кругом как-то влияют на переосмысление жизни.
Этот репортаж напомнил мне экспедиции, в которых когда-то была (конечно, не такие экстремальные)
jack52893 on June 18th, 2010 02:05 pm (UTC)
Привет! легковая техника тож ездит, правильнее сказать было, что мало из мск региона. Вы приезжайте лучше летом побуксуем в болоте, по горам! По зимнику этож не по целику, глубокий снег в горах на лесных участках, Вам они кустами кажутся, но снега задерживается там много. Так что если будет желание угребтись в снегу, то на Харасавей для этого ехать не обязательно, там его ветром весь выдувает. Вот маршрут достойный например: из Лабытнанги ч/з Полярный Урал в Воркуту и обратно, зимой, летом не важно, только чур не по ж.д путям как Крымчане пару лет назад, потом отчет в инете, где ни слова как их желдорожники от рельсов отгоняли. или на Пятиречье, кстати официально там на машинах никто не ездил, только гусянка и трекол. Составим компанию jack52893маилточкару
jack52893 on June 18th, 2010 02:08 pm (UTC)
Фотки зачетные, Спасибо!
Виктор ЖгуновВиктор Жгунов on December 16th, 2013 10:59 am (UTC)
Харасавэй
Круто изменился Ямал. В мою бытность на таких машина только по посёлку ездить можно было и то летом. У нас рейсы были до 300 км в одну сторону, у меня на трубовозе Урал-375 бензобаки стояли на 1050литров.