Patrol

Ну все!

Дошли. Тяжело, "доползли на зубах, когтями цепляясь за колею" ;) Видео участка Хатанга-Норильск пока не монтировал, жду когда отснимем табличку "Норильск", а пока в гостинице отсыхаю...

9 дней чистой автономки после Хатанги. От Юрюнг-Хая до Норильска получилось 2 недели (+2 дня на ремонт и отдых в Хатанге) и около 1300 км целины (реки да тундра). Всего от Нерюнгри - 4973 км. Без нескольких дней - месяц. Самая моя длинная и самая тяжелая экспедиция. Пипец...

Морозы за -54С, потепление до -1С, разбортированные колеса, порванные ШРУСы, оторванные аммортизаторы, снег по капот, тундра, реки, наледи, ледяной ветер за 16 м/с - все это уже фигня и прожито.

P.S. Фотки скачать из фотика не могу - провод забыл в машине ;)
Patrol

Таймыр 2011. Дни с 14-го по 17-й. Из Попигая в Хатангу

Опять ловим погоду за менее чем 150 км до Норильска и есть время на словоблудие ;)

Из Попигая до Хатанги (расстояние около 230 км) мы сначала двигались по реке Попигай и вскоре плавно втекли в реку Хатанга. Где-то в этом месте была самая северная точка нашей экспедиции - 72 градуса 57.5 минут северной широты.

Сначала ехали легко, но когда вышли в реку Хатанга появились торосы и заструги, стало ехать тяжелее. При скакании по всем этим торосам у Аркадия накрылись передние аммортизаторы, ехать ему стало еще веселее...

Проехали поселок Новорыбное и сразу за ним встретили санный поезд, который тащили два бульдозера. Мужики - полярники, бурят и исследую лед. Ехали в Нордвик (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BA_(%D0%B1%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B0)).

В этом месте Тема опять разбортирует колесо и в процессе его бортирования обнаруживается капец обоим передним приводам FJ Cruiser. Хорошо, что не далеко отъехали от Новорыбной. Прицепили Тему к бульдозеру и отвезли в деревню. В это время позвонили в Хатангу и выслали за ним КАМАЗ. Тема остался с итернетом и Кукусом ждать эвакуатор, а мы "полетели" в Хатангу готовить рембазу.

Километров за 20 до Хатанги от села Ждановка начался чищенный зимник и в Хатангу мы въехали по хайвею. Было уже поздно, два часа ночи, устали сильно. Заселились в гостиницу, а на следующий день с самого утра привезли Тему. К этому времни мы нашли теплый гараж и повезли Кукуса сразу туда.

Про гостиницы можно сказать чуть подробнее - их в Хатанге две. Одна старая совеццкая, с сортиром на этаже и холодом в номерах. Вторая маленькая и жутко дорогая. Я первую ночь провел в совеццком кошмаре за 1500р/сутки, но желание нормально помыться в чистой ванной умертвило жабу и на следующий день я поселился в дорогой (тысяч 5/сутки).

Народ местный конечно слегка охреневал завидив наши машины, многие не верили, что мы приехали из Якутии - говорили "да ладно, вы на самолете сюда прилетели" ;) Кстати, в Хатанге все очень дорого, т.к. многое завозиться по воздуху. Скажем литровая бутылка воды стоит 150р. Чем больше вес, тем дороже перевозка.

Вообще Хатанга оставила очень приятные воспоминания. В первую очередь благодаря людям, которые нас там приняли и помогали с ремонтом и прочим. Большое им всем спасибо. Женя, Саша, Саша, Андрей и др...

Поскольку один ШРУС у нас был с собой, решили сначала снять левый привод - посмотреть что с ним и если его можно починить, то менять правый на запасной. А если починить нельзя, то тогда уже решать - эвакуировать Тему воздухом или доставлять в Хатангу запчасть (это было бы очень долго). Слава Богу на левом ШРУСе просто сжевало пыльник - пыльник был запасной. Меняем...

Параллельно я занялся заменой передних аммортов на патруле Аркадия. Полный комплект всех аммортов мы всегда возим с собой. Как оказалось амморты не сдохли, а места крепления просто срезало. Пришлось чуть поработать кувалдой и зубилом, чтобы выдолбить прикипевшие шайбы.

Ну раз уж посчастливилось оказаться в большом теплом гараже, то грех было перед предстоящей длинной и тяжелой дорогой на Норильск не провести контрольный осмотр и своего патруля. Тем-более всю дорогу, начиная от Удачного, сзади что-то било по раме - я грешил на задние амморты. Амморты оказались в порядке, но левое заднее колесо подозрительно выглядывало из арки больше чем положено - задний мост ушел. Мост держится на тяге панара, она у меня регулируемая и почему-то разрегулировалась. Однако, при дальнейшем осмотре выяснилось, что одну часть тяги просто вырвало из второй части, срезав резьбу - вот она-то и била сзади всю дорогу. Тяги с собой разумеется нет, зато есть сварка и два аккумулятора от которых она работает. Быстро снял тягу и приварил все намертво - больше она не регулируемая ;)

В последний день нас отвезли в музей мамонта, посмотреть запчасти мамонтов. Музей кстати основал француз и содержит его на свои деньги. Рядом со входом в музей обнаружился вход на склад с тушами оленей, все это добро самолетами везут на большую землю и там крутят тушенку, которую потом продают в Москве. Еще из интересного - в Хатанге есть единственная в мире (по словам местных) ледяная дамба. Ее намораживают каждый год, причем делают это в несколько этапов, чтобы лед был крепче.

Вечером закупили по местным бешенным ценам продуктов, залились топливом во все щели и на следующее утро выдвинулись в направление Норильска. Но про это будет в другом посте, а пока видео. Энджой.

Patrol

Якутия-Таймыр. 11-13-й день. Из Юрюнг-Хаи в Попигай

Ну вот, тут у нас за 250 км до Норильска (http://maps.google.com/maps?q=70.867791%2C+92.853331) дует ветерок, ехать нельзя и ждем темноты. Какраз самое время продолжить рассказ. И так, на 11-й день наша мега-экспедиция наконец-то уходит с дорог в привычном и не привычном их понимании и начинает ехать практически по азимуту на Таймыр. А именно в поселок Попигай, стоящий на смычке рек Сопочная и как ни странно Попигай.

Тут (там) не ездит легковая техника, очень редко (раз в месяц) проходят трех-осные грузовики Уралы да КАМАЗы. Колея иногда есть, иногда нет. Шли как нам удобнее, выбирали либо целину, либо остатки колеи.

Еще в Юрюнг-Хае и Саскылахе поговорили с водилами, которые ездили этим маршрутом, все как один сказали три вещи:

1. "Вы не пройдете" - это уже практически мем во всех наших экспедициях, нам всегда это говорят, все местные - они же местные, они все знают ;)

2. "По рекам полетите легко" - звучало логично, типа на реках лед.

3. "вот в тундре вам пи-дец, снега там до ж-пы" - тоже звучало логично.

Начали с реки Харабыи, по предсказаниям местных должным были лететь аки шумахеры, но хрен там - еле ковыляли. То лопата, то лебедка. За первый день прошли около 60 км, вымотались все.

Потом наступила тундра и мы поехали. Ехали быстро и легко. Предсказания не сбылись снова.

Где-то на границе Якутии и Красноярского края (Таймыра) проезжали стоянку оленеводов. Оленей много, оленеводы пьяные в хлам ;)

Каждую ночь прямо над нами было полярное сияние. Очень красиво, на такой широте оно в буквальном смысле над головой - прямо сферой нависает.

Три полных дня пути, около 300 км и мы в Попигае. 8-е марта, вечер, все местные уже (еще?) наотмечались. Наперебой предлагают обменять салярку на вотку. У нас вотки нет, поэтому берем салярку официально через администрацию поселка, потом нам ее предстоит вернуть в Хатанге (не деньгами, а саляркой!). Салярка тут красного цвета - красят специально, чтоб не воровали - не помогает видимо ;)

Энджой видео:

Patrol

Якутия. 9-й и 10-й день. Из Оленька в Юрюнг-Хаю, через Саскылах

Описываю нашу поездку с большим отставанием по времени от текущего положения ;) Нет времени и сил.

Дни с 9-го по 10-й были пока еще в Якутии и дорога, хоть и зимник, тоже еще была ;)

В Оленьке было холодно (-54С) ночью. Встали за поселком в ночи, с утра заехали на заправку, залились из заснеженных колонок топливом и поехали по реке Анабар в поселок Саскылах. Дорога по реке красивая, реально красивые берега. На подъезде к Саскылаху нас настигли остатки пурги - чуть помело, видимость упала, еле двигались.

В Саскылахе провели ночь в гостинице, с утра сходили в музей, чуть повозились с машинами, подкупили продуктов, заправились и выехали в Юрюнг-Хаю. Опять по реке Анабар. Из Юрюнг-Хаи начинался наш путь на Таймыр. На реальный Таймыр, а не в город Норильск, стоящий рядом с Таймыром. В Юрюнг-Хае заканчиваются дороги, даже зимники. Дальше нет ничего, кроме рек, по которым мы и пойдем. Но про это потом. А пока видео c 9-го по 10-й день. Энджой ;)

Patrol

Якутия. 7-й и 8-й день. Из Мирного в Оленек

Продолжаем описание нашей экспедиции. Пришлось сделать перерыв на несколько дней в связи с тем, что расслабленный режим кончился и мы вступили в жесткую рубку. Сил ни на что просто не оставалось, только поесть и завалиться спать. А пока, слегка передохнув, я опишу все-еще расслабленную движуху из Мирного в поселок Оленек, через нас. пункт Удачный, известный действующей кимберлитовой трубкой.

Но прежде чем покинуть Мирный, мы с утра посетили музей кимберлитов и днем полетали над городом на вертолете - поснимали дыру с воздуха. Вертолет прикольный, МИ-8. Я до этого только на 44-м Robbinson летал.

Дорога из Мирного до Удачного это фактически все тот-же автобан. Никаких проблем ехать там на пузотерке. Заправляться мы поехали а Айхал, это чуть в стороне от дороги на Удачный. В Удачный приехали к обеду и сразу пошли в кафешку перекусить. С трудом поместились в тестном помещении. Но покушали вкусно.

Сам Удачный это один большой карьер, тут добывают алмазы. Кимберлитовая трубка, в отличии от Мирного - действующая. Везде снуют БЕЛАЗы.

Сразу после Удачного, отсыпанная дорога кончается и начинается зимник на Оленек. Зимник обслуживаемый, приличного качества. Буквально через 10 км на зимнике стоит знак полярного круга - делаем дежурную фотку. Я уж и забыл сколько раз пересекал полярный круг на машине. Помню только, что три раза это делал летом - в Лапландии и два раза по дороге на Кольский, а так все-время зимой ;)

Тем временем стемнело и температура с -23С стала резко понижаться до -40С, а еще чуть позже и до -50С. Машина это сразу почувствовала, стала более жесткой, тугой что-ли. Самый минимум, который мы зафиксировали был -54С. Мой лабораторный термометр расчитан только до -50С и при более низких температурах просто мигает дисплеем. Хорошо, что у Ильи было чем померять :)

В Оленек приехали в ночи, заправка была уже закрыта и мы встали за поселком на ночевку. С утра заправились и поехали дальше в Саскылах, но это уже история для другого поста. А пока видео. Энджой ;)

Patrol

Якутия. 6-й день. Из Вилюйска в Мирный

Проведя ночь в чудной общаге вилюйского педагогического колледжа, рано утром движение на Мирный было продолжено. В 8-30 утра, когда мы выехали из Вилюйска температура была -38С, но потом стало быстро теплеть и через несколько часов уже было всего -18С. Жара, можно сказать. Только пальм не хватало...

Проехали деревню с дивным названием "Балаганнах", балаган там видимо закончился нах, т.к. деревня выглядела уныло. ;)

Как я уже писал ранее, от Вилюйска до Мирного чуть больше 600 км по вполне приличной грунтовке, по которой мы шли 100-110 км/ч. Только в этот день было чуть больше льда на дороге видимо из-за того, что мороз ушел и потеплело.

В одном из крутых поворотов, когда я шел первым, машину начало нести в занос, но рулем и газом я без особых проблем удержал Патруля. Через какое-то время в рацию сообщили, что Кукусик с Темой в этот поворот не вошли. Пришлось вернуться дабы заснять все это на камеру. ;) Буквально за пару минут, ушедшие на прицепление/отцепление стропы, Кукусик был опять на дороге и продолжил свой нелегкий путь. Никаких повреждений разумеется нет, снег как-никак. ;) Помнится в прошлом году по дороге в Салехард я вылетел гораздо серьезнее, но там был не поворот, а просто я слишком близко прижался к краю зимника, пропуская грузовики.

Буквально через пару километров после злосчастного поворота мы увидели лежащий на боку грузовик - свалился с дороги. Все-таки было реально скользко.

В Мирный приехали около шести вечера, еще до заката и успели съездить посмотреть дырку в земле (она же кимберлитовая трубка Мир). Впечатляет. Завтра надеюсь полетаем около нее на вертолете.

Поселились в алросовской гостинице Зарница. Завтра уже двинем на Удачный, а там и на Оленек. Дорога должна стать хуже, скорости упадут.

Наконец-то появилась возможность выложить видео 5-го и 6-го дня. Инет хоть и медленный, но есть. Энджой ;)

Patrol

Якутия. 5-й день. Из Якутска в Вилюйск.

Наконец-то убрались из Якутска. Сделали это довольно рано и с большим воодушевлением. Достало торчать на одном месте.

Заправились под завязку. Я так до самого Вилюйска больше и не заправлялся, это всего около 600 км, а у меня топлива на тысячу с лишним верст в двух баках. Кстати салярка тут не особо хорошая, цетановое число всего 45 и приходится лить корректор. Продолжая тему заправок и забегая вперед скажу, что по приезде в Вилюйск мы постояли часок в очереди на единственную колонку с дизелем т.к. перед нами была кучка грузовиков из ЯНАО (привет прошлогоднему Ямалу :)). Ну и у Аркадия опять сломалась, починенная в Якутске, перекачка в доп. бак.

Дорога была довольно приличная, мы по ней шли 100-110 км/ч и доехали до Вилюйска за 9 часов с учетом почти часового обеда.

Дорога довольно однообразная, населенки мало, сотовой связи почти нет. Две третих дороги была грунтовка и потом вдруг неожиданно возник асфальт.

В Вилюйске нас опять встретила местная администрация и потащила на встречу с главой района. Там нам показали поминутно расписанный план нашей культур-мультурной программы и повезли по музэям :) Я осилил только музей хомуса - это не то что едят арабы и даже не хамас, это музыкальный инструмент типа варгана. Прикольно конечно. Только мне лично хотелось ехать дальше и потом спать в своей машине, а не зависать опять.

Однако зависли на ночь в Вилюйске. Поселили нас в общаге педагогического колледжа. Тут под дверью ржут студенты и сверху топают мамонты :) Инет только по GPRS (20 кб/с) и нормально работает только мой американский blackberry, ибо он в руоминге, а руомингу приоритет.

Завтра в восемь утра уезжаем в Мирный. До него еще 600 км, должны быстро доехать.

P.S. Думаю понятно, что выложить видео с таким инетом не могу - будет позже :)
Patrol

Якутия. День 4. Спонсорские дела в Якутске

Так и сидели в Якутске уже второй день подряд, радовало только то, что на следующий день рано утром мы отсюда должны были срываться на север - в сторону Мирного. Это почти 1200км по не сложной дороге, как раз размяться, придти в чувства и втянуться в номальный экспедиционный ритм. Без всякой гламурной шелухи типа ресторанов, гостници и т.п. Так мне тогда казалось ;)

Четвертый день экспедиции был полностью посвящен нашим обязательствам перед спонсорами. Во первых мы с Сергеем наконец-то обклеили моего Патруля кучей спонсорских наклеек. В Москве я этого сделать никак не мог, т.к. улетал по делам в Киев прямо перед погрузкой машин на ж/д. Обклейку осуществляли на базе якутского МЧС. О чем и снято это очень коротенькое видео:



Далее при полном параде (всмысле все в наклейках) мы поехали к офису банка ТААТТА на фотосессию. Банк выступил нашим спонсором за что им спасибо. Но еще большее им спасибо за великолепный обед, организованный в туристическом комплексе Чочур-Муран в пригороде Якутска. Откушали строганинки из чира и прочих национальных вкусностей и двинулись закупать продукты на следующие пару недель автономки.

P.S. Кстати, я добавил видео первого дня в соответствующий пост: http://ashotog.livejournal.com/57309.html
Patrol

Якутия. Нерюнгри-Якутск. День 2 и 3.

Продолжаем разговор-описание нашей якутской экспедиции. Экспедиция конечно толком-то еще и не началась (и как правильно подсказывает мой штурман Сергей "не началась, а мы уже заи-ались"). Я имею ввиду ее самую интересную и важную часть – т.н. автономку. А пока мы так и маемся по городам, гостиницам, сервисам и ресторанам. Встречаемся с какими-то людьми и т.д. и т.п.

В Нерюгри, перед выездом в направлении Якутска, мы сначала расскладывали шмурдяк в машинах, привязывали (точнее Сергей привязывал, а мы все взирали на это) моему Патрулю на крышу канистры для бензина (понятно, что бензин не для Патрулей нужен будет) и я еще починил сломанную в процессе выгрузки из ж/д контейннера УКВ антенну на Патруле Аркадия.

Спустя пару часов наконец-то выехали и поехали в Якутск, по вполне приличной (частично даже был асфальт) и очень красивой дороге. Температура была около -30С. Ехали надо сказать не долго, т.к. у Ильи пробило заднее колесо. Почему, что и как – не понятно. Я думаю это просто бракованные камеры (см. далее). Вроде бы и не так сложно заменить 33” колесо, но на очень скользком покрытии (укатанный до льда снег) это все превратилось в легкий цирк, особенно когда домкрат буквально выскользнул из под машины и машина упала на диск. Хорошо без последствий. Вобщем час пролетел незаметно ;)

Через какое-то время, в довольно крутом повороте Аркадий показал нам полицейский разворот. Самое удивительное, что именно в этот момент Сергей снимал на камеру дорогу через зеркало.

Стемнело и температура существенно снизилась. На одной из остановок я достал мега-градусник (электронный лабораторный термометр) и провели замеры, показало -37С. Ну да, это чувствовалось уже явно, пришлось одевать теплую куртку.

Едем дальше, никого не трогаем и тут опять у Ильи пробивает колесо. На этот раз переднее. Пока Тема спал в своем Кукусике, мы сняли с него запаску (это было проще, чем снимать запаску с крыши) и буквально за 20 мин поменяли колесо. Прогресс явно на лицо ;) На лицо на мой взгляд и брак в омских камерах. Две камеры пробить за 600км на одной машине, это сильно. У нас с Аркадием стоят другие камеры, сплюнем три раза, но пока все с ними ОК.

Вот так с приключениями тихо-тихо мы подъехали к ледовой переправе через реку Лена. Первый раз я пересекал Лену по льду. В прошлом году в сентябре мы ездили через нее по мосту в Усть-Куте, когда объезжали Байкал по кругу (по т.н. 110-му зимнику). Надо сказать даже в темноте, когда вообще ничего не видно по сторонам, Лена впечатлила. И вот сразу после переправы мы умудрились все потеряться в прибрежном поселке. Как-то так получилось, что разъехались в разные стороны и потом наверное минут 40 собирались на асфальте. Хорошо УКВ рации далеко бьют ;)

В Якутск мы въехали уже около часа ночи. На въезде нас встретили люди из министерства культуры республики и проводили до теплого гаража, а потом еще и заселили нас в гостиницу.

Следующий день получился совсем идиостким, мягко говоря – нам нужно было сделать буквально несколько дел. Повесить купленный мной еще в Москве брезент (дабы утеплить мотор снизу), починить Илье колеса, забрать пропуска в погран-зону и поесть. Скажу так – поели мы только около семи вечера, а до этого занимались объездом каких-то сервисов-боксов-гаражей, в которые никак по высоте не пролезал Патруль Аркадия (из-за бокса на крыше) и Кукусик Темы (из-за спутниковой тарелки).

Зато я смонтировал видео двух дней нашей экспедиции – 2-го и 3-го. А вот с первым днем конфуз вышел. Сергей, который снял практически 90% всего видеоматериала (процентов 10 мои), первый день умудрился отснять не на мою камеру, а на камеру Аркадия. Причем думая, что это моя камера. Аркадий же в это время уже попрощался со своей камерой, думая, что потерял ее в процессе выгрузки-погрузки ;) Надеюсь скоро списать у Аркадия первый день и отмнонтировать его тоже. А пока энджой...



Кстати первый раз в HD что-то сделал ;)
Patrol

Якутия. Начало.

И так, можно с уверенностью сказать, что наша экспедиция по Якутии (известная также как Якутэтноэксп, яэээ она же "алмазные дороги Якутии") началась.

В славный праздник защитничков отечества мы вылетели на ночном рейсе из Москвы в Нерюнгри на встречу с уже пришедшими туда по ж/д нашими машинками (три дизельных Nissan Patrol и бензиновый FJ Cruiser). Поспать нормально в самолете не удалось. Рейс оказался с остановкой в Новосибирске, через полчаса после каждого взлета (а как понятно, их было целых два) зажигался адски яркий свет и разносилась еда. Какой тут сон.

Вот в таком состоянии мы и прибыли в Нерюнгри, встретивший нас легким морозцом слегка за -25С и ветром при посадке (самолет качало и трясло, а памперсы не выдали). Также нас встретили люди из администрации города на минивене, помогли нам с размещением, за что им большое спасибо, ибо вещей у нас с собой была куча и мотылятся с ними по пусть и маленькому (56тыс население), но незнакомому городу, было бы проблематично.

Заселились в гостиницу (пара квартир в жилом доме , но все очень прилично) и сразу поехали на станцию выгружать машины. В очередной раз помощь от администрации города пригодилась, когда выяснилось, что у рабочих обед и надо ждать его окончания дабы вскрыть контейнеры с машинами и распаковать их (выломать доски, служащие упорами под колеса). Обед был мгновенно отменен, вот он административный ресурс в действии :) Моя машина сразу не завелась и пришлось ее оттянуть в соседний теплый бокс. После ковыряния под капотом и дерганья проводов все починилось само-собой, видимо плохо контачили клеммы с заиндивевшими аккумуляторами. Остальные машины завелись без проблем, вот только на одной из них в процессе поломали антенны (УКВ и СиБи), очень мало места в ж/д контейнере чтобы протиснуться к капоту.

Завершением долгого дня (часов 36 без сна) стал ужин в одном из лучших ресторанов города, где нам несли еду два часа :) Но это фигня, скоро гостиниц и ресторанов не будет и мы войдем в привычное автономное экспедиционное состояние.

P.S. Disclaimer: Данное словоблудие является результатом бессоницы, вызванной шестичасовой разницой во времени. Поспал шесть часов и все! Жесть какая-то.

UPD: Смонтировал видео первого дня: